Об издательстве
Русское (Российское) Музыкальное Издательство, основанное 26 марта 1992 года в Москве, является продолжателем традиций одного из самых известных и признанных музыкальных издательств России начала XX века.
Российское музыкальное издательство, известное также как издательство С.А. и Н.К. Кусевицких, было зарегистрировано 25 марта 1909 года. Вопросами репертуарной политики, отбором музыкальных произведений для издания занимался учрежденный при издательстве Совет, в который в разное время входили выдающиеся музыканты: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, А.Ф. Гедике, А.В. Оссовский, Л.Л. Сабанеев, П.А. Ламм. Главную роль в Совете, безусловно, выполнял С.В. Рахманинов. Именно ему принадлежала сама идея создания учреждения и выработка основных художественных принципов, которым издательство неизменно следовало на протяжении всего своего существования:
С первых дней своего существования Российское музыкальное издательство вело активную пропаганду отечественной музыки за рубежом. Были открыты отделения и магазины издательства в Берлине, Париже, Лондоне, позже в Нью-Йорке. В России издательство имело собственные магазины в Москве (на Кузнецком мосту) и в Петербурге (на Моховой). Заседания Совета проходили в собственном московском особняке Кусевицких (нынешний его адрес — ул. Луначарского, 8).
Необходимо подчеркнуть, что в деятельности издательства не было ни одного вопроса, который бы не был тщательно продуман: это касалось системы выбора самих музыкальных произведений, творческих взаимоотношений с авторами, художественного оформления и печатания нот, распространения и продажи готовых тиражей.
Строгое и неукоснительное следование раз и навсегда выбранным высоким принципам, верность своему собственному стилю работы обеспечили удивительную жизнестойкость издательства: необходимо учитывать, что оно возникло тогда, когда в Росиии уже существовали весьма авторитетные, имевшие глубокие традиции издательства В. Бесселя, П. Юргенсона, А. Гутхейля, М. Беляева.
Тем не менее принципиально новые художественные ориентации Российского музыкального издательства безусловно привлекли к нему внимание многих русских композиторов. Так РМИ были впервые выпущены сочинения, которым было суждено войти в сокровищницу мирового музыкального искусства: симфония «Прометей» А.Н. Скрябина, балеты «Петрушка» и «Весна священная» И.Ф. Стравинского, «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова, «Скифская сюита» С.С. Прокофьева.
Благополучное состояние финансовых дел позволило С.А. Кусевицкому приобрести в 1915 году нотоиздательскую фирму «А. Гутхейль», поэтому на некоторых изданиях наряду с фирменным знаком РМИ можно увидеть и имя основателя приобретенного издательства.
Российское музыкальное издательство выпускало не только музыкальные произведения, но и проявляло интерес к музыкально-теоретическим и научно-методическим трудам. Так, в 1913 году были выпущены «Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений Н.А. Римского-Корсакова» (под редакцией М.О. Штейнберга). В планы издательства входило издание коллективного научного труда «Очерки по истории русской музыки», позже — трудов по теории музыкального метротектонизма Г.Э. Конюса — выдающегося музыковеда-теоретика, создавшего свою оригинальную систему анализа музыкальных произведений.
После 1918 года, в связи с принципиальной невозможностью продолжать свою деятельность в России издательство вынуждено было переехать за границу и обосноваться в Париже. За рубежом издательство продолжало придерживаться тех основополагающих идей, которые были выработаны в России: в первую очередь выпускались наиболее талантливые произведения русских композиторов.
До середины 30-х годов Российское музыкальное издательство обладало исключительным правом издания произведений С.С. Прокофьева — были изданы Второй и Третий фортепианные концерты, клавиры опер «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре», партитуры первых трех симфоний и многие другие произведения.
Издательство продолжало активное сотрудничество с И.Ф. Стравинским и выпустило в свет оперу-ораторию «Царь Эдип», балет с пением «Пульчинелла», балеты «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», Каприччио для фортепиано с оркестром в 3-х частях, «Симфонию псалмов» и целый ряд других.
В силу исторических обстоятельств (тревожные годы перед Второй мировой войной) издательство вынуждено было прекратить свою деятельность. В 1938 году оно перешло в собственность английской нотоиздательской фирмы «Бузи и Хокс» (Boosey & Hawkes).
Возвращая название столь авторитетного отечественного учреждения, современное Русское Музыкальное Издательство не ограничивается лишь восстановлением имени своего предшественника. Те высокие принципы, которые были выработаны Художественным советом издательства Кусевицкого, безусловно будут сохранены и в наше время.
Издательство намеревается выпускать произведения «высоких» академических жанров, при этом исключительным приоритетом будет пользоваться русская классическая музыка.
При издательстве организован Совет, в который входят ученые-специалисты в области текстологической подготовки музыкальных произведений к научным изданиям.
Качество изданий обеспечено современной издательской и полиграфической техникой — данному вопросу Русское Музыкальное Издательство придает исключительно важное значение.
Издательство ведет активную международную деятельность в сотрудничестве с ведущими западными нотоиздательскими фирмами. Таким образом, основные принципы, выработанные издательством Кусевицкого, сохраняются и в наше время.
Однако следовать в точности идеям своего предшественника в настоящее время было бы попросту нереальным — слишком многое изменилось со времени его деятельности. К тому же строгое и неукоснительное следование самой «букве» деятельности издательства Кусевицкого более походило бы на простую реставрацию, нежели на творческое их развитие в рамках современной русской музыкальной культуры и стоящих перед ней актуальных проблем.
В первую очередь нынешнее Русское Музыкальное Издательство ставит задачу заполнения тех гигантских «белых пятен», которые образовались в изучении русского музыкального наследия как в отношении великих композиторов-классиков, так и в сфере целых жанровых пластов. Одновременно РМИ разрабатывает научные принципы академических изданий русских композиторов-классиков. Известно, что по отношению к творческому наследию ряда из них такие попытки ранее даже не предпринимались. Но и те академические издания, которые выходили в последние десятилетия, не выдерживают критики ни с точки зрения полноты привлечения материала, ни со стороны самого качества его текстологической разработки. Слишком много было различного рода факторов — идеологических, мировоззренческих, которые учитывались при издании произведений русских композиторов, не имеющих отношения к строго научному опубликованию текстов музыкальных произведений.
Издательство намеревается также выпускать серию трудов, посвященных изучению русского музыкального наследия.