В Веймаре обнаружен неизвестный автограф И.С. Баха
В мае 2005 незадолго до завершения проекта Нового полного собрания сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe, IX серий, более 100 томов, издается с 1954) лейпцигский ученый Михаэль Мауль сделал сенсационное открытие. В фондах библиотеки герцогини Анны Амалии (1739-1807) в Веймаре он обнаружил автограф духовной арии И.С. Баха, о существовании которой до настоящего времени не было известно.
Двенадцатистрофная ария для сопрано, струнных и basso continuo, начинающаяся словами – Alles mit Gott und nichts ohn’ ihn («Все с Господом и ничего без него»), была создана в 1713 по случаю 52-летия герцога Вильгельма Эрнста Саксен-Веймарского, у которого Бах служил в качестве придворного органиста с 1708 по 1717 год. Это единственное вокальное произведение Баха в жанре строфической арии. Каждая строфа сопровождается basso continuo и следующим далее оживленным струнным ритурнелем. Будучи написанным «по случаю», оно, тем не менее, является подлинным маленьким шедевром.
Какие-либо дискуссии о подлинности «новой» арии будут излишними, поскольку рукопись является без сомнения баховским автографом (хотя и неподписанным), а стиль произведения только подтверждает идентичность почерка и автора.
Это открытие стало одним из наиболее впечатляющих результатов крупного исследовательского проекта по систематическому поиску новых документов и материалов, касающихся жизни и творчества И.С. Баха в архивах и библиотеках центральной Германии, инициированного Баховским Архивом в Лейпциге в 2002 и осуществляемого под руководством Кристофа Вольфа.
Подобные находки в баховедении – чрезвычайная редкость. Сопоставимые открытия были сделаны, по крайней мере, несколько десятилетий назад. В отношении музыки для клавишных инструментов последними были хоральные обработки из собрания Ноймайстера (Neumeister-choräle) BWV 1090-1120 (Библиотека Йельского университета, США, 1984) и 14 канонов на первые восемь басовых нот Арии из «Гольдберг-вариаций» BWV 1087 (Национальная библиотека, Париж, 1975). Что касается вокальных произведений, необходимо обратиться к первой половине XX века, когда в 1935 году стало известно о существовании фрагмента кантаты Bekennen will ich seinen Namеn BWV 200, или к 1929 году, когда был обнаружен фрагмент автографа свадебного Quodlibet BWV524.
3 сентября 2005 ария была впервые исполнена. Премьера состоялась в Веймаре. Пела Юлиане Банзе, играл квартет «Mosai’ques». Партию чембало исполнил известный пианист Андраш Шифф. А через два дня после премьеры музыканты всего мира получили возможность исполнять «нового» Баха по World First Edition: издательство Беренрайтер выпустило практическое издание арии (произведению присвоен BWV № 1127) со вступительной статьей Михаэля Мауля.
Наряду с практическим изданием (Беренрайтер-Уртекст BA 5246: партитура, голоса, партия чембало) Беренрайтер совместно с Баховским Архивом в Лейпциге в октябре 2005 выпустил «новое» сочинение Баха в качестве первого тома (ISBN 3-7618-1870-X) новой серии проекта «Факсимиле произведений и рукописных документов И.С. Баха» (в предыдущей серии издано более 20 факсимильных томов автографов Баха). Новое факсимильное издание включает компакт-диск со студийной записью арии, на этот раз в эталонной аутентичной интерпретации ансамбля English Baroque Soloists под управлением сэра Джона Элиота Гардинера, партия сопрано – Элин М. Томас.