Автограф Второй симфонии Рахманинова вернулся в Россию для подготовки первого научного издания

Титульные организации
Русское Музыкальное Издательство
Российский национальный музей музыки
Министерство цифрового развития и массовых коммуникаций РФ
 

Известный американский миллиардер, коллекционер и меценат Роберт Оуэн Леман-младший передал автограф Второй симфонии Рахманинова Русскому Музыкальному Издательству для подготовки первого научного издания произведения в Полном академическом собрании сочинений (ПАСС)

Одним из наиболее значимых результатов сотрудничества Русского Музыкального Издательства и Александра Борисовича Рахманинова, внука великого композитора и Главы Рахманинов-Эстейт с 2000 года и до его скоропостижной кончины в 2012 (с 2005 Александр Борисович входил состав учредителей Издательства и был Специальным Консультантом Полного академического собрания сочинений) стало сенсационное обретение и спасение от забвения на многие десятилетия считавшегося утраченным автографа Второй симфонии e-moll op. 27 (SR 54) C. Рахманинова.

Здесь стоит отметить, что нотный архив Рахманинова в целом относится к числу хорошо сохранившихся. Большинство произведений дошли до нас в виде беловых автографов и прижизненных изданий, прокорректированных самим композитором. Есть только небольшой ряд произведений, беловые автографы которых, в силу различных обстоятельств утрачены, и тексты произведений доступны исключительно по первым изданиям, вышедшим при жизни Рахманинова. К числу таких произведений относятся Первая и Вторая симфонии, автографы которых на момент начала работы над ПАСС считались утраченными. Учитывая специфику творческого процесса Рахманинова, а именно доработку текстов произведений и создание Вторых редакций после их полного завершения и записи в беловом автографе, при планировании в 2002 году порядка подготовки и выпуска томов ПАСС, нотные тома с Первой и Второй симфониями были отложены на максимально позднее время (как тома № 49 и 50 ПАСС) в надежде на возможные источниковедческие открытия и чудесное обнаружение утраченных автографов, без которых, строго говоря, невозможна подготовка научного издания любого тома ПАСС Рахманинова.

Тем более неожиданным стало появление автографа Второй симфонии на аукционе Sotheby’s спустя всего пару лет — в 2004 году. Хотя для Александра Борисовича Рахманинова данное событие стало поначалу более шоковым, нежели позитивным. По словам руководителя и главного редактора РМИ Дмитрия Александровича Дмитриева, ему стоило большого труда и огромных дипломатических усилий отговорить внука Рахманинова снимать лот Второй симфонии с аукциона Сотбис и подавать судебный иск на «владельцев» рукописи, которые не могли юридически доказать законность нахождения у них автографа Рахманинова. Если бы сценарий со снятием лота и судебным иском состоялся, то столь неожиданно обретенный автограф гениальной Симфонии мог бы исчезнуть из поля зрения мирового музыкального и научного сообщества на долгие десятилетия. К счастью доводы Д.А. Дмитриева в конце концов были приняты и Александр Борисович согласился оставить лот на торгах с рядом юридических оговорок и адвокатским сопровождением, которое стоило более 200 тыс. фунтов. В результате аукцион был переквалифицирован Сотбис в закрытый, на котором автограф был продан фонду Tabor Foundation за 800 тыс. фунтов с обязательствами помещения вновь обретенной рукописи на депозит в Британскую библиотеку (British Library, Лондон) и возможностью доступа к нему исследователей для изучения и расшифровки. Между продавцами («владельцами») автографа и Главой Рахманинов-Эстейт было заключено мировое соглашение, а затраты Александра Борисовича на адвокатские расходы были в итоге полностью компенсированы.

Однако после завершения торгов и юридических процедур автограф Второй симфонии вновь исчез из поля зрения исследователей и музыкантов на долгие 10 лет теперь уже в закрытых фондах Британской библиотеки. Обязательство Tabor Foundation предоставить исследователям доступ к вновь обретенному автографу Второй симфонии было выполнено только в части выставления рукописи на обозрение на мероприятиях и выставках Британской библиотеки. Многочисленные обращения А.Б. Рахманинова и руководства РМИ к новому владельцу рукописи с просьбами предоставить цифровые копии для научной подготовки тома Второй симфонии в ПАСС так и остались без ответа.

Впоследствии оказалось, что покупка Tabor Foundation автографа Второй симфонии была исключительно инвестиционным вложением денег в доходный актив для последующей перепродажи. И соответственно доступ исследователей к автографу и риск возможного распространения цифровых копий могли снизить уникальность рукописи и стоимость лота на последующих торгах Сотбис. Все что осталось на руках рахманиноведов — это несколько страниц автографа, оцифрованные в Британской библиотеке на самом начальном этапе для оформления буклета лота на Сотбис в 2004.

После скоропостижной кончины А.Б. Рахманинова в 2012, Tabor Foundation повторно выставил рукопись Второй симфонии на аукцион Сотбис в мае 2014, где она была благополучно продана за 2,2 млн. долларов (1,2 млн. фунтов) 20 мая 2014 (лот № 208). Здесь в драматическую судьбу рукописи вмешалось Провидение и Высшие силы: автограф Второй симфонии наконец попал в исключительно надёжные, можно сказать «золотые» руки. Покупателем стал известнейший американский коллекционер и меценат Роберт Оуэн Леман-младший, владелец уникальной художественной коллекции своего отца — банкира, коллекционера и мецената Роберта Оуэна Лемана-старшего (1891-1969), в свою очередь унаследовавшего коллекцию от её создателя — Филиппа Лемана (1861-1947).

Уникальное собрание Роберта Оуэна Лемана включает более 3000 произведений искусства, среди которых множество подлинных шедевров, в том числе коллекция нотных автографов от И.С. Баха до Самюэля Барбера, в настоящее время хранящаяся на депозите в The Morgan Library & Museum в Нью-Йорке. Автограф Второй симфонии Рахманинова (одно из наиболее дорогостоящих приобретений г-на Лемана) после аукциона пополнил знаменитую коллекцию Роберта Оуэна Лемана (Robert Owen Lehman Collection) и был помещен на депозит в The Morgan Library & Museum, где он хранится поныне (архивный шифр R119.S988).

И только совсем недавно, в разгар холодной войны, познакомившись с проектом Полного академического собрания сочинений Рахманинова, вышедшими томами ПАСС и тем немаловажным обстоятельством, что именно благодаря усилиям главного редактора РМИ Д.А. Дмитриева в 2004-2005 в принципе появилась сама возможность приобретения автографа Второй симфонии на Сотбис, господин Леман-младший дал свое судьбоносное разрешение на передачу Русскому Музыкальному Издательству цифровой копии автографа Второй симфонии для изучения, расшифровки и подготовки первого научного издания Первой и Второй редакций гениального произведения в томе III/8 ПАСС ещё до наступления 150-летнего юбилея Рахманинова. Цифровая копия высокого разрешения в настоящее время находится в РМИ в Москве, где идёт научная и издательская подготовка тома Второй симфонии, планируемого к выпуску на 2025-26. Таким образом, между первым обретением утраченного автографа Второй симфонии в 2004 году и его возвращением на родную землю Рахманинова и началом расшифровки Первой редакции Симфонии прошло почти 20 лет.

Дальнейшая информация о ходе научной и издательской подготовки Второй симфонии будет публиковаться в новостных блоках на сайте РМИ.

Вторая симфония e-moll op. 27 (SR 54), финал, автограф, с. 62-63
(The Morgan Library & Museum, New York, архивный шифр R119.S988).
Формат: 35 × 26 см. Фото: Sotheby’s, буклет лота № 208 (2014), с. 8-9