C.В. Рахманинов

Полное Академическое
Собрание Сочинений

RCW Проспект

Метологические принципы

SR-Index

Издательские принципы


Полное академическое собрание сочинений С.В. Рахманинова является первым научным изданием наследия великого композитора.

Академическое издание ставит перед собой задачу опубликования подлинных текстов произведений композитора, соответствующих авторским замыслам, с учетом специфики художественного наследия великого музыканта, в котором тесно взаимосвязаны композиторское и исполнительское творчество. Это определяет общий объем, содержание и структуру издания.

Первыми шагами в текстологическом и источниковедческом изучении наследия С.В. Рахманинова стали посмертные издания осуществленные в России на рубеже 40-х – 50-х годов. Тогда были опубликованы Полное собрание сочинений для фортепиано, Полное собрание романсов, ряд симфонических и камерно-инструментальных произведений, не издававшихся при жизни композитора.

Значение указанных изданий трудно переоценить, поскольку благодаря им появилась возможность изучения и исполнения самой музыки композитора. Однако подавляющее большинство указанных изданий носило исключительно практический характер, без каких-либо развернутых комментариев и сведений по истории текста произведений.

Ко времени работы над Собранием сочинений рукописный фонд композитора оказался практически неизученным, как с точки зрения его научного описания, так и со стороны исследования творческого процесса. Особое значение в сложившейся ситуации придается формированию источниковедческой базы Собрания сочинений. В силу вынужденной эмиграции С.В. Рахманинова из России в 1917 году, его архив оказался разбросанным по различным библиотекам, музеям, архивам и частным собраниям России, США, Западной Европы. Ряд важных источников утрачен.

Крупнейшими хранилищами творческого фонда композитора являются Российский национальный музей музыки (ранее — Государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва) и Библиотека Конгресса США (Вашингтон). Отдельные рукописи хранятся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, других городов.

В целом нотный архив С.В. Рахманинова можно отнести к числу хорошо сохранившихся. Подавляющее большинство произведений представлено в беловых рукописях, предназначавшихся для публикаций. Беловые рукописи, как правило, датированы, локализованы и подписаны композитором. Сохранились важные предварительные творческие материалы, ряд авторских корректур печатных изданий.

Собрание сочинений опирается на всю совокупность источников, дошедших до настоящего времени. Оно основано на изучении всех видов рукописей: эскизов, черновиков, беловых автографов, авторизованных списков.

Важнейшими источниками для установления текстов произведений являются прижизненные издания, прокорректированные самим композитором. С первых опытов сочинения творчество С.В. Рахманинова получило благоприятные условия с точки зрения объема и качества прижизненных изданий. На протяжении 2-х десятков лет — до 1915 года — издателем произведений С.В. Рахманинова был К. Гутхейль. Практически все, что сам композитор считал достойным опубликования, принималось издателем безоговорочно.

После закрытия фирмы «А. Гутхейль» произведения С.В. Рахманинова стали публиковаться в Российском музыкальном издательстве, с которым композитора связывали самые тесные творческие контакты — С.В. Рахманинов совместно с С.А. Кусевицким стоял у истоков этого издательства и после его основания в 1909 году стал централь- ной фигурой в его Художественном совете.

В зарубежный период произведения композитора публиковались в его собственной фирме «Таир», а также издательствами Карла Фишера и Чарльза Фоли. Прижизненные издания произведений С.В. Рахманинова отличаются тщательностью, высоким профессионализмом авторской корректуры — сами издатели называли Рахманинова «превосходным корректором» — и рассматриваются как один из надежных источников для установления подлинных текстов.

Важное значение приобретают исполнительские ремарки композитора на уже вышедших из печати собственных произведениях. Целый ряд существенных деталей содержится в письмах, воспоминаниях, интервью, замечаниях корректурного плана.

Особое, по своему уникальное значение приобретают авторские грамзаписи собственных произведений при решении тех или иных текстологических проблем.

В основу концепции издания положен историко-энциклопедический принцип, предполагающий тесную взаимосвязь самых различных источников, как творческого, так и биографического характера.

В культурологическом аспекте Полное собрание сочинений рассматривается как Воспроизведение памятников музыкального искусства, что обусловливает гибкое сочетание максимально точной и адекватной передачи авторских текстов с возможностью реального их функционирования в современной концертно-исполнительской практике.

В научно-методологическом плане Полное академическое собрание сочинений С.В. Рахманинова опирается на исследовательские методы, выработанные в классической текстологии и исторической критике в целом, а также на современные теории художественного текста, знаковых систем и герменевтики. Данное положение касается издательско-текстологической интерпретации как нотных, так и литературных источников.

Понятие издательской интерпретации, введенное в настоящем издании, обусловливает феноменологический метод в изучении текстов произведений С.В. Рахманинова, отвечающий реальной практике их бытования по сохранившимся источникам. (Более подробно см. раздел «Методологические принципы»).

Основополагающие принципы издания обусловливают максимально полное привлечение всех известных текстов и источников, могущих представлять тот или иной интерес для разных специалистов. Используются понятия «авантекст», означающее предварительные материалы (эскизы), и «интертекст», предполагающее рассмотрение творческого наследия Рахманинова как явления мировой музыкальной культуры. (Более подробно см. раздел «Издательские принципы»).

Возникающие в процессе подготовки томов к изданию аспекты, представляющие проблемное поле, освещаются в периодических научных сборниках, сопровождающих настоящее издание. В них разрабатывается проблематика текстологического, издательского и источниковедческого изучения наследия С.В. Рахманинова.