О нумерации произведений Рахманинова
Нумерация сочинений С.В. Рахманинова дается согласно Предметно-тематическому указателю произведений (Указатель SR), составленному выдающимся российским ученым-текстологом, Руководителем научного совета РМИ В.И. Антиповым в рамках научной подготовки к изданию Полного академического собрания сочинений.1
Необходимость в хронологической и смысловой индексации и нумерации произведений композитора назрела давно в рамках рахманиноведения. Особенно она стала актуальной в процессе широкомасштабных и фундаментальных источниковедческих и архивно-текстологических исследований творческого наследия композитора, осуществляемых в процессе издания Полного академического собрания сочинений, когда был выявлен значительный объем неисследованных ранее материалов, в том числе — неизвестных произведений. Было также установлено, что подавляющее большинство автографов композитора содержит несколько слоев нотного текста, образующих различные редакции и варианты, выявлены неизвестные ранее мотивы творческих замыслов, программы и скрытые литературные сюжеты, на которые опирался С.В. Рахманинов при создании большинства своих произведений. Оказалось также, что большинство фортепианных сочинений С.В. Рахманинова имеет двойственную исполнительскую природу и предназначено, в том числе, для камерно-инструментальных ансамблей и других исполнительских составов. Было установлено, что для творческого процесса композитора характерно постепенное и поэтапное укрупнение первоначальных художественных концепций, проявляющееся в том, что те или иные отдельные сочинения или циклы получали дальнейшее развитие и приобретали более величественные масштабы. Так произошло с циклом Десять прелюдий ор. 23 (1903), который получил свое продолжение в последующем ор. 32 (1910) и, таким образом, был создан цикл 24 прелюдии для фортепиано. Путем укрупнения первоначального творческого замысла была создана грандиозная по масштабам Дилогия «Фауст», состоящая из двух Сонат для фортепиано ор. 28 (1907) и ор. 36 (1913), а также единый цикл Этюдов-картин, состоящий из двух тетрадей ор. 33 (1911) и ор. 39 (1916).
Все перечисленные архивные, текстологические и смысловые научные открытия в их совокупности существенно меняют представление об общем объеме наследия С.В. Рахманинова — гораздо более величественном и грандиозном, нежели это было принято считать до последнего времени, и потребовали принципиально новой фундаментальной научной разработки, систематизации, индексации и каталогизации произведений. По сути, Указатель SR представляет собой полную, аутентичную, тщательно аргументированную и аннотированную реконструкцию всего творческого наследия композитора.
Указатель SR учитывает и включает в себя полный объем сведений о творческом наследии С.В. Рахманинова. Впервые в рахманиноведении сочинения композитора получили индексацию, в которой отражены хронологический и смысловой аспекты, касающиеся как творческого процесса создания произведений, так и творческого пути С.В. Рахманинова.
До настоящего времени известна нумерация, которую осуществлял сам композитор на протяжении своего творческого пути. Авторская нумерация, при всей ее внешней стройности и логичности, не отражает в полной мере ни общего объема его художественного наследия, ни строгой хронологической последовательности создания сочинений. Согласно авторской нумерации, С. Рахманинов оставил художественное наследие, в общем объеме составляющее 45 опубликованных им опусов, начиная с ор. 1, Первый концерт для фортепиано с оркестром, fis-moll (1890-1892 – Первая редакция, 1917 – Вторая редакция) и заканчивая ор. 45 (Балет «Скифы», 1915; «Симфонические танцы, 1940). Нумерация опусов проставлялась самим композитором в его нотных автографах при передаче для печатного издания и воспроизводилась в первых и последующих публикациях его сочинений, а также в нотоиздательских каталогах. Итоговым документом, в котором было отражено творческое наследие композитора, относящееся к периоду до 1917 года, предстает список произведений по авторским опусам (№ 1-39), составленный Б.В. Асафьевым и переданный им С.В. Рахманинову для уточнения датировок.2
Если обратиться к истории создания «Цыганского каприччио», то из писем композитора следует, что оно было практически закончено в 1892 году и должно было нумероваться как ор. 7. Однако окончательное завершение «Цыганского каприччио» относится уже к 1894 году, когда оно получило и соответствующее авторское обозначение как ор. 12.3 То же самое касается истории замыслов и воплощения в нотном тексте таких произведений как Четвертый концерт для фортепиано с оркестром (1914-1926), Третья симфония – «Великая война» (1914-1936), балет «Скифы» / Симфонические танцы (1915-1940). Указанные сочинения в значительной части были завершены в период 1914-1916 годов, и при других обстоятельствах могли бы получить соответствующую авторскую нумерацию по опусам. Однако их полное воплощение осуществилось лишь спустя многие годы с авторской нумерацией как ор. 40, 44, 45.
В отношении нумерации произведений С.В. Рахманинова издавна существует достаточно серьезная проблема, касающаяся общего объема творческого наследия композитора. Известно, что целый ряд сочинений, в первую очередь, самого раннего периода творчества, относящегося ко времени обучения С.В. Рахманинова в Московской консерватории, не был опубликован композитором и, соответственно, не был им пронумерован. Среди этих сочинений — такие шедевры как Русская рапсодия (1891), симфоническая картина «Князь Ростислав» (1891), Элегическое трио g-moll (1892).
Не столь просто обстоит и проблема авторского отношения композитора к своим ранним творческим опытам, не смотря на то, что он оставил их без авторской нумерации. Так, в упомянутом письме к Б.В. Асафьеву С.В. Рахманинов перечислил ряд произведений раннего периода, а также более поздние сочинения, не помеченные номером опуса. Тем самым композитор выразил к ним свое отношение как к сочинениям, заслуживающим внимания: опера «Алеко» (1892), духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893), хор «Пантелей-целитель» (1900), «Из Евангелия от Иоанна» (1914).4 Произведений, оставшихся без авторской нумерации, насчитывается значительное число, и данное обстоятельство составляло достаточно серьезную проблему при каталогизации произведений С.В. Рахманинова.
Первые попытки С.В. Рахманинова нумеровать свои произведения относятся к самым ранним композиторским опытам — таким, как «Четыре пьесы» для фортепиано (1889), «Шесть романсов» для голоса и фортепиано (1890-1891).5 В автографах указанных произведений С. Рахманиновым было проставлено: «ор. 1» — сначала в «Четырех пьесах», затем — в «Шести романсах». Однако в последующих консерваторских произведениях — вплоть до Первого концерта для фортепиано с оркестром (1890-1892), нумерация опусов не встречается. Очевидно, по мере прохождения курса композиции требования к себе как к художнику у С. Рахманинова становились все более суровыми, пока, наконец, им не было создано сочинение, которое, на его взгляд, могло быть представлено как полноценный музыкальный опус. Возможно также, что нумерация опусов в двух указанных ранних автографах не вызвала поощрения со стороны его строгих учителей, поэтому в последующих консерваторских автографах (вплоть до Первого концерта) композитор отказался от их нумерации.
За основу Указателя SR принята хронологическая последовательность сочинений, поскольку в целом она наиболее органично и естественно отражает творческий путь композитора. При этом ранние, непронумерованные сочинения располагаются в начале. Таким образом, сама нумерация сочинений, в сравнении с авторской последовательностью номеров опусов (1–45) соответствующим образом сдвигается вперед. За годы обучения в Московской консерватории С.В. Рахманиновым было написано 22 произведения, оставленных им без обозначения номера опуса. В Указателе SR данные сочинения представлены в последовательности 1-22, соответственно, Первый концерт получает номер 23. Далее произведения в целом следуют в том порядке, в котором они представлены самим композитором в списках его сочинений по авторским опусам.
В Указателе SR каждый из перечисленных замыслов, возникших в результате укрупнения первоначальных авторских художественных концепций, нумеруется как единое и целостное произведение. Соответственно, такие укрупненные замыслы получают единый индекс в общей нумерации произведений Рахманинова: SR 58 – 24 прелюдии. (oр. 3, № 2; op. 23, op. 32); SR 61 – «Фауст». Дилогия. (oр. 28, 36); SR 64 – Этюды-картины (oр. 33, 39). Единая индексация по отношению к укрупненным авторским замыслам в наибольшей степени отражает процесс создания произведений, а также сам творческий путь великого композитора в его нерасторжимом единстве и художественной целостности.
Такое расположение дает полное и достоверное представление о творческом процессе и творческом пути С.В. Рахманинова и наиболее органично и целостно отражает его художественное наследие. При этом в Собрании сочинений авторская нумерация по опусам сохраняется в заглавиях сочинений, составными частями которых является собственно само название произведения, тональность, в которой оно написано и авторский номер опуса.
Индексация произведений С.В. Рахманинова в Указателе SR имеет следующую структуру:
1. Произведение
Первые две цифры в Указателе SR – от 00 до 77 – означают номер отдельного, целостного, самостоятельного произведения, не являющегося составной частью другого, более крупного произведения. Одним двузначным числом нумеруются как одночастные самостоятельные произведения, так и циклы, сборники, в том числе составленные из нескольких опусов, например:
SR 25 – Пьесы-фантазии ор. 3;
SR 58 – 24 прелюдии oр. 3 № 2, ор. 23, ор. 32.
2. Отдельная часть цикла или сборника
Нумеруются отдельные части или пьесы, составляющие циклы или сборники (кроме отдельных частей сонатно-симфонических циклов). Нумерация отдельных частей или пьес циклов и сборников следует после номера произведения и отделена от него точкой, например:
SR 58.2 – Прелюдия № 2 fis-moll op. 23 № 1;
SR 40.1 – Музыкальный момент b-moll ор. 16 № 1.
3. Редакции произведения или его отдельной части
В нумерации отражено наличие редакций или вариантов, относящихся как к целостным, самостоятельным произведениям, так и к отдельным пьесам, составляющим циклы или сборники. При наличии редакций или вариантов, их номер проставляется в конце индекса произведения:
1 (1 редакция), 2 (2 редакция), 3 (3 редакция), например:
SR 61.22 – Вторая соната b-moll oр. 36, 2 редакция;
SR 61.23 – Вторая соната b-moll oр. 36, 3 редакция.
1 См.: Антипов В.И. Предметно-тематический указатель произведений С.В. Рахманинова. (С.В. Рахманинов. Полное академическое собрание сочинений. Серия «Источниковедческое приложение». Т. IV). М.: Русское Музыкальное Издательство (РМИ 3015, в печати). Полный хронологический список произведений С.В. Рахманинова (SR-Index) впервые опубликован в Приложении II ко второму изданию тома V/17 ПАСС (РМИ 3002 / М.: Русское Музыкальное Издательство, 22023) в качестве препринта «Предметно-тематического указателя».
2 См. письмо С.В. Рахманинова к Б.В. Асафьеву от 13 апреля 1917, в котором композитор проставил даты в списке своих сочинений: Рахманинов С.В. Литературное наследие: В 3 т. / Ред.-сост. З.А. Апетян. М.: Сов. композитор, 1980. Т. 2. С. 94-101.
3 См. письма С.В. Рахманинова к М.А. Слонову от 2 августа 1892 и от 24 июля 1894, в которых отражена история создания «Цыганского каприччио». Там же. Том 1. М., 1978. С. 97, 237.
4 См. письмо С.В. Рахманинова к Б.В. Асафьеву от 13 апреля 1917, в котором композитор проставил даты в списке его сочинений. Указ. соч. Том. 2. С. 94-101.
5 Автографы хранятся в Российском национальном музее музыки (РНММ): «Четыре пьесы» для фортепиано, SR 04 (1889) — ф. 18, ед. хр. 75-78; «Шесть романсов» для голоса и фортепиано, SR 15 (1890-1891) — ф. 18, ед. хр. 1135.